/ Эксперты
Психопрактики как ключ к космическому сознанию
Расшифровка выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 18 февраля 2012 года, Москва
Виктор Федорович Петренко, член-корр. РАН, зав. лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ):
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях».
В когнитивной психологии базовой метафорой выступает компьютерная метафора, т.е. сознание, психика человека рассматривается как такой сложный компьютер, процессор. Но вот эта компьютерная метафора, она хромает тем, что пока ни одна техническая система не способна была создать элементарное ощущение или простейшую эмоцию. А я буду пытаться говорить о квантовом компьютере с космическим Интернетом применительно к психике человека. Но вначале несколько зарисовок.
Мир строит не только такой очень продвинутый йог, но и любое живое существо строит образ мира. И в зависимости от степени его подъема по эволюционной лестнице этот мир различный, различной сложности.
Вот простейший пример из зоопсихологии. Когда змея охотится на лягушек, те сами прыгают к ней в пасть. Первоначально думали, что змея каким-то своим гипнотическим взглядом заставляет лягушку совершить такое неадекватное действие. Оказалось, если реконструировать образ мира лягушки, то, если змея медленно движется, то ее тело не выделяется, просто нет такой степени дифференциации нейронов, чтобы отличить тело движущейся змеи от камней, коряг и т.д., оно просто не воспринимается. А открытая пасть змеи и ее раздвоенный язычок, который вибрирует, воспринимается этой лягушкой как муха или комар, и она прыгает схватить добычу и попадает в пасть змеи. То есть мир лягушки по сравнению с человеком крайне примитивен. И этот мир, который она строит, зависит от тех перцептивных эталонов, той когнитивной карты, которой она владеет.
Другой пример, на уровне человека. Мы в свое время с моим коллегой и учеником Владимиром Кучеренко описали такой интересный феномен. Если в гипнозе внушить человеку, что он не будет видеть какой-то объект – ну, например: «Ты не будешь видеть сигареты», – человек выходит из трансового состояния, его просят перечислить предметы, лежащие на столе, он не видит не только сигареты, но он не видит пепельницу, полную окурков, пачку сигарет. Он может не видеть зажигалку, потому что она связана с процессом прикуривания. Может видеть зажигалку – крутит в руках и говорит: «Какой-то непонятный цилиндрик... не пойму... наверное, это из-под валидола». То есть оттормаживается предметная функция, связанная с запрещенным объектом. То есть выпадает целое семантическое поле объектов, связанных с запрещенным. Как бы разводится «смотреть» и «видеть». Конечно, человек видит эти объекты, но если дать запрет на какие-то значения, то он не осознает объекты, которые он видит, они выпадают как бы.
Мы достаточно систематически исследовали влияние эмоций на процессы категоризации – как наличие тех или иных эмоциональных состояний меняет внутренний тезаурус, ну или семантические пространства трансформируются в появление этих эмоций. То есть мы в гипнозе давали такие простые эмоциональные состояния, как страх, эйфорию, более сложное чувство вины и т.д., и смотрели, как меняется система ассоциаций. Испытуемые заполняли некоторую матрицу, которую потом мы обрабатывали с помощью факторного анализа, кластерного анализа, структурного моделирования и смотрели, как трансформируются семантические пространства под влиянием тех или иных эмоций. То есть взаимосвязь аффекта и интеллекта. В нашем интеллекте колоссальную роль играют эмоциональные переживания, аффект и т.д.
И вот яркий такой забавный пример. Мы проводили это в зимней психологической школе, где студенты жили по два человека в комнате. И мы делали эксперимент с одним из студентов, а второй, его сосед по комнате, попросился присутствовать – интересно гипноз со стороны наблюдать. Но чтобы он нам не мешал и чтобы наш испытуемый не отвлекался случайным образом на своего соседа, мы внушили подопытному, что он его не будет видеть. Вначале эксперимент, потом заполнение матрицы. И тот, который как бы был «невидимым», решил, что раз он «невидимый», то он может быть и «неслышимым». Дело было к вечеру, студенты собирались потом там на танцы пойти. Он взял бритву и начал брить дневную щетину. И наш испытуемый оказался в совершенно жутком недоумении: он слышал звук, который исходил от бритвы «невидимого», он его не видел, но вот этот мучительный звук, который он слышал, – он не мог понять его источник. Тогда он пошел, сделал несколько шагов навстречу источнику, другой сосед испуганно вскочил. Когда он не дошел буквально несколько сантиметров до другого человека, он остановился и впал в очень глубокий транс. То есть возникло какое-то логическое противоречие: с одной стороны, он вроде бы видел другого, раз он не прошел насквозь него, но одновременно не осознавал.
Гегель давал объяснение: он говорил, что в ощущениях, эмоциях субъект и объект слиты, нет гносеологической противопоставленности. Но если мы выражаем нечто в знаковой форме, мы можем как бы сделать процесс отчуждения от непосредственно чувственности субъекта, и во вторичной знаковой форме восприятия это и есть осознание. То есть для того чтобы что-то осознавать, не просто воспринимать, а осознавать, мы должны иметь какие-то знаковые формы. Это не обязательно должен быть естественный язык, это могут быть символы, это могут быть какие-то ритуальные действия, но то, что обладает значением, эмоциональным... То, что мы можем передать другому человеку, то, мы можем и осознать.
То есть мы строим миры, в которые мы погружены, и их осознание связано с той системой значений, которой мы владеем. В этом плане есть тоже забавный пример, который описывают этнографы. Когда испанские галеоны приплыли в Америку, они стояли на рейде там, якобы индейцы не видели сами галеоны. То есть они видели, но не осознавали, потому что не было каких-то таких перцептивных эталонов, таких значений, как корабль и т.д. Но обратили внимание на странно изменившийся характер... ну, не волн, а ряби на воде. То есть чтобы что-то выделять, надо иметь какие-то определенные перцептивные эталоны, значения и т.д.
Вот одна из причин, по которой можно помыслить, что вот это Великое молчание космоса... Космос не дает нам никаких сигналов, которые свидетельствовали бы о том, что в космосе есть разумные цивилизации помимо нас, с которыми можно установить контакт и т.д. Но после Большого взрыва прошло больше 6,5 миллиардов лет, и очень наивно ожидать, что возможные цивилизации, с которыми мы потенциально можем вступить в контакт, находятся примерно на том же уровне, что и мы, что они обязательно прилетят на каких-то ракетах в космическом скафандре, и мы будем с ними контачить вот таким образом. Вероятнее всего, если мы смотрим, что за последние 300 лет настолько колоссальный скачок цивилизации произошел, что когда диапазон сотни и тысячи лет, вероятность встретиться двум цивилизациям на одном уровне колоссально ничтожна.
Коллега Кричевский, который рассуждал о том, что космос будет осваиваться человеком, мы полетим... не мы, а наши ближайшие потомки полетят на другие планеты, чуть ли не рожать в космосе будут, такая космическая цивилизация возникнет... Мне кажется, сомнительно, что такой холодный недружественный к нам космос можно обжить. Скорее, возможен поиск контактов с иными цивилизациями внутри собственной ментальности. Мы мало владеем техниками измененных состояний сознания. Ну, некоторые испытывали разные медитативные техники. Тем не менее, в качестве рабочей гипотезы, мне представляются возможными контакты с высокопродвинутыми цивилизациями в результате глубинной медитации. Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой - разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях.
Источник: http://gf2045.ru/read/119/
Поделиться в Живом Журнале
/Эксперт
ПетренкоЧлен-корр. РАН, профессор МГУ, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантика» (МГУ)
«Возможно, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с одной стороны, а с другой – разрабатывая изощренные техники медитации и психопрактики, мы выйдем на контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях...»
/ мнения экспертов и членов инициативной группы
- КевинБританский учёный-киборг. Доктор наук в области технической кибернетики (Институт теории информации и автоматизации Чешской АН, 1994). PhD в области электротехники (системы управления) (Имперский колледж Лондона, 1982)
Уорвик«...Я прочел все ваши материалы, и большинство идей мне очень близки. Ваш план работ на ближайшие 30 лет меня восхищает!»
- Александр АлександровичДоктор технических наук, профессор
БолонкинЧлен инициативной группы«Искусственное механическое тело будет обладать огромной силой и переносить экстремальные внешние условия: высокие температуры, давление, радиацию, космос...»
- Вячеслав ЕвгеньевичДоктор биологических наук, профессор, изобретатель аппарата «Биоискусственная печень»
РябининЧлен инициативной группы«Вся тенденция развития науки показывает: то, что мы считали невозможным, становится возможным. Кто мог представить, что руки и ноги начнут ходить под влиянием соответствующих импульсов? Прогресс движется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...»
- Елена ВладимировнаДоктор биологических наук, заведующая лабораторией липидного обмена РНИИ геронтологии
ТерёшинаЧлен инициативной группы«И не нужно бояться. Проект по созданию носителя для бессмертного разума очень нужен. Конечно, природа рождает умных, талантливых, гениальных людей, но они смертны. Человечество выходит из этого положения — создает книги. И знания так или иначе передаются потомкам. А представьте, гений будет работать вечно!..»
- Дмитрий АлексеевичДиректор Центра клеточных и биомедицинских технологий Первого Московского государственного медицинского университета, специалист по осознанному управлению здоровьем, биотерапии и профилактике старения
ШаменковЧлен инициативной группы«Тело постепенно становится искусственным, появляются новые ткани, замещающие существующие, новые средства коммуникации, так или иначе расширяющие пределы нашего тела. Безусловно, человек технологизируется. Поэтапно мы движемся к формированию кибернетического организма...»
- Лев АлександровичДоцент, кандидат технических наук, профессор кафедры САиУ
СтанкевичПервый этап решения проблем бессмертия человека имеет своей главной целью создание нейроуправляемого аватара – гуманоидного робота с человекоподобным скелетом, набором технических мышц и сенсоров.
- Александр ВладимировичМастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ, ректор Московского общественного института технического творчества
Кудрявцев«Развитие технической цивилизации в конечном счете приведет к полной автономии человека от внешних обстоятельств. Техника свернется как тонкая пленка, как некая субстанция, пронизывающая человека...»
- Михаил ЮрьевичКандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории термостойких термопластов ИСПМ РАН, создатель наносенсорной нейроподобной системы «Электронный нос»
ЯблоковЧлен инициативной группы«При создании искусственного человека к робото-техническому направлению, которое сейчас преобладает, надо добавить эмоциональное. На самом деле, эта идея комплексная, она витает в воздухе...»
- ХиросиДоцент кафедры информационных технологий Киотского университета и профессор Университета Осаки (Osaka University), двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель антропоморфного робота «Геминоид» HI-1 (Geminoid)
Исигуро«...Однажды мы сможем добиться появления аватаров и воспроизведем функции человеческого мозга внутри этого робота. И тогда люди смогут устремиться к бессмертию...»
- Владимир НиколаевичДиректор Филиала РГМУ «НКЦ геронтологии» Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор
Шабалин«Россия была и остаётся богатой интеллектуалами, несмотря на значительную утечку мозгов за рубеж. А когда будут первые результаты, с удовольствием вернутся и наши специалисты и потянутся иностранные...»
- Александр АлексеевичДоктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией математической нейробиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН
Фролов«Проблема создания искусственной памяти, сохраняющей содержимое естественной памяти индивидуального человека, хотя и является сложной, но представляется разрешимой...»
- Виталий ЛьвовичДоктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН
Дунин-Барковский«Для создания искусственного тела нужен хороший мозг, интеллект. А он может быть и искусственным. Воссоздание органов — очень сложная и ресурсоемкая задача. При работе над искусственным интеллектом затраты минимальны, а результаты колоссальны...»
- ДмитрийДиректор Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства РАСХН
Стребков«Мы предлагаем шесть стратегических проектов для будущего мира, которые позволят увеличить энергетическую безопасность и создать новое энергетическое снабжение Земли, не основанное на сжигании ископаемого топлива».
- Павел ОлеговичПрофессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, к.э.н., партнер группы "Метавер"
Лукша«Развитие интерфейсов позволяет принципиально по-другому взаимодействовать не только с локальным пространством, но и с глобальным пространством, т.е. продолжая «мозг – компьютер – Сеть», мы можем получать системы принципиально нового способа организации».
- Акоп ПогосовичДоктор философских наук, канд. психологических наук, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории», профессор МГУ.
Назаретян«Интеллект современного человека – это искусственный интеллект. Естественным осталось только то, что он на белковом носителе, т.е. естествен не интеллект, а мозг...»